victoryakey (victoryakey) wrote,
victoryakey
victoryakey

Выставка индийских сокровищ в Кремле

Оригинал взят у world_jewellery в Выставка индийских сокровищ в Кремле
Выставка называлась "Индия. Драгоценности, покорившие мир, проходила летом 2014 года и как новость, конечно, уже не актуальна. Но как впечатление - вполне актуальна до сих пор. Меня на ней поразила четкая параллель между украшениями и их первоисточниками, прообразами - с пером цапли,  стрелой, пальмовой ветвью... Еще выставка поразила количеством драгоценных камней - не счесть алмазов)) и в то же время произошедшей в 19 веке ювелирной революцией, когда ведущие ювелирные бренды Вандомской площади в Париже приступили к огранке и окультуриванию сокровищ, для которых нормой были бусы из огромных изумрудов,  просто отшлифованых и варварски нанизанных на веревочку))

На этой выставке были впервые в России собраны и показаны экспонаты из множества музейных и частных коллекций Европы, Азии и Америки. Cказочные индийские сокровища будоражат умы вот уже несколько столетий, они становятся героями литературных произведений и живописных полотен. И вот впервые в таком объеме индийские сокровища были продемонстрированы в России.

Как минимум любопытно было взглянуть на огромное количество несомненно подлинных  изумрудов, рубинов, алмазов в одном месте. Пришло понимание исторической связи индийских ювелирных изделий с астрологической и вместе с тем философской системой. Немного об этом писала в статье о наваратне здесь. Поразила Но,  как часто это происходит, больше всего впечатляют мелочи))



Рубин Тимура - одно из сокровищ Великих Моголов. Но вообще-то это шпинель с шестью надписями правителей, которые ею владели. Cобрание Аль-Сабаха в Кувейте.

Фотографировать было нельзя, поэтому я сделала всего несколько фотографий)) Выставка проходила в двух помещениях - в выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца. Подозреваю, что многие не поняли, что увидели только половину. Каталог издан очень красивый, но стоил 3,5 тысячи…. Про сокровища все-таки.



Эти золотые серьги Тандетти из Южной Индии можно принять за произведение в стиле кубизма. В действительности они изображают змей, которые были на боге Шиве, когда он танцевал свой космический танец, создавая мир. Это своего рода трехмерная янтра. Тамилнад, XIX-XX вв. Золото. Музей Барбье-Мюллер, Женева.



Браслет на предплечье удобной формы и серьги, форма которых напоминает семена банана, если не ошибаюсь (не видела никогда). Иногда, в общем, известный постулат неожиданно открывается как озарение - часто вначале люди носили украшения из красивых растений, а потом постепенно стали производить украшения из металла, похожие на свои прообразы. На выставке были, например, броши в виде павлиньего пера и даже украшение для тюрбана в виде пера цапли, что подчеркивало непобедимость владельца



Это подвеска-амулет называется Тавиз (из музея Виктории и Альберта в Лондоне). Золото, нефрит, рубины и большой изумруд. Чтобы ее можно было подвесить - в верхней части вдоль края проходит отверстие. Почему амулет? Это древняя форма происходит от наконечника стрелы и у индийцев к ней особое отношение.



Это сосуд из нефрита, рядом ложка. Очень большая редкость, XVII век. Нефрит в эпоху Великих Моголов был очень почитаем. Считалось, что использование подобных сосудов продлевает жизнь и даже дарит бессмертие. Из частной коллекции (Кувейт).




На изумруды можно было смотреть до бесконечности, из было очень много. Удивило меня, как я уже говорила, что часто большие изумруды нанизаны как бусы, так что внутри камня как на недорогих ожерельях из прозрачных камней были видны неровные следы от проколов. Но это очень красивые камни, на выставке очень много украшений с большими красивыми изумрудами, стоит только ради них пойти. Очень много и жемчуга, понятно, что жемчужины большие и настоящие, но поскольку украшения очень старые, жемчуг часто пожелтевший. Это тоже поражает.



Четтинад, 19 век, музей Барбье-Мюллер, Женева. Это свадебное ожерелье у касты торговцев в одном из южных штатов. Ни за что не догадаться - что было его прообразом. Пальма! Это ожерелье называется кажуттиру, в центре подвеска тапи со сложным рельефным изображением Шивы и Парвати на быке в окружении птиц и зверей. Очень много золота. Была неоспоримой собственностью женщины, но заказывали и дарили ее родители.




На примере Индии особенно хорошо видно, какую роль украшения играют в жизни людей. Престиж государств зависел от количества и величины драгоценностей.

На выставке был браслет-наваратна, но у меня не сохранилось его изображения - вначале он не произвел на меня впечатления, а в сети я его не нашла. Мне раньше казалось, что это такой же тип украшений, как и чакровые, но все гораздо запутаннее. В Индии с драгоценными камнями связана целая философия. Главное место в индийском ювелирном искусстве занимают пять драгоценных камней – алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и жемчуг – махаратнани. Каждый из них символизирует одну из семи основных планет индийской астрологии: Солнце (рубин), Луну (жемчуг), Меркурий (изумруд), Марс (коралл), Юпитер (топаз), Венеру (алмаз), Сатурн (сапфир). В индийской астрологии важное место занимают также лунные узлы – верхняя и нижняя точки пересечения лунной орбиты с орбитой Земли, называемые Раху и Кету, которым соответствуют циркон и «кошачий глаз». Каждый камень, связанный с этими девятью «небесными телами», как считается, оказывает свое благотворное влияние на человеческое тело. В Индии эти девять камней иногда объединяют в одном украшении. Такие амулеты наваратна призваны защитить владельца от дурного глаза и умилостивить планеты. Статья о наваратне здесь.




Сухой остаток. Многие украшения сохраняют определенные формы в соответствии с традицией сотни лет. Учитывая большое разнообразие поселений, народов, верований в мире их множество. Перо цапли, лист пальмы, семена бананов, не говоря уже о кубических змеях меня окончательно убедили в глубокой древности символов, зашифрованных в старинных украшениях. И высокое ювелирное искусство эту связь не обрывает. Кстати, сотуары ар-деко примирили меня на этой выставке с кисточками из маленьких, почти бисерных камней, которые мне никогда раньше не нравились. Удивительное перерождение украшений храмовых танцовщиц в длинные ожерелья для платья с "заниженной" талией. Кстати, кисти, правда не столько из камней, сколько из простых нитей в этом году как предполаагается, войдут в большую моду.



Это я.

А вот еще немного экспонатов, найденных на сайте выставки
"Индия. Драгоценности, покорившие мир" музеев Кремля и Риановости


Тюрбан-корона. Лакхнау, конец XIX века. Золото, серебро, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг, стекло, эиаль, золотые нити, бархат. Коллекция Халили, Лондон.




Браслет на плечо (базубанд)
Декан (?), конец XVIII - начало XIX в. Золото, алмазы, изумруды, эмаль. Коллекция аль-Сабах, Кувейт.



Брошь-эгрет "Павлин"
Mellerio, Париж, около 1905 г. Золото, алмазы, эмаль. Частное собрание.


Реклама показа изделий Cartier в Париже, Нью-Йорке и Лондоне
под названием "Коронные драгоценности, разработанные и созданные Cartier для его высочества Адхираджа, махараджи Патиалы". Опубликовано в The New York Herald. Paris. Sunday December.


Работа неизвстного индийского мастера,  1870 год













До XVIII века почти все драгоценные камни приходили в Европу тем или иным способом именно из Индии, причем часто торговые пути шли через Русь. Одна из задач выставки - восстановить торговые связи.





Tags: всякая всячина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments